Как выбрать сноуборд

Сноуборды делятся на две категории: "жесткие" и "мягкие":

"Жесткие" - это доски с обрубленным хвостом на которых катаются в "жестких" ботинках (это пластиковые ботинки, очень похожие на горнолыжные с соответствующими креплениями). Эти доски используются для карвинга и различных видов слалома, К моему великому сожалению, я почти ничего о них не знаю, за исключением того, что они едут только в одну сторону. Это значит, что о "switch" не может быть и речи.

Я вам расскажу о "мягких" досках, на которых можно делать все, кроме прохождения слаломной трассы. "Мягкие" доски - это сноуборды для фристайла и фрирайда. На них можно кататься по целине, в хавпайпе, прыгать с трамплинов и вылетать с карнизов, одним словом, для тех, кто придает большое значение трюкам и стилю катания.

Основные технические термины и понятия

Катание на "мягких" досках делится на разные виды. Начнем с их описания.

Технический фристайл - это катание по заведомо жестким поверхностям и подготовленным сооружениям из плотного снега (хавпайп, сноубордпарк) с выполнением различного рода акробатических трюков. Фристайл - это катание в горах, включающее в себя вылеты с естественных горных рельефов и козырьков с различными вращениями и захватами доски.

Фрирайд - это катание в горах на высокой скорости по бескрайним целинным полям с пушистым снегом и по лесу. Прыжки с карнизов, снежных надувов и повороты радиусом около 100 метров, касаясь склона рукой.

Фрирайд Back Country - это катание в абсолютно диких местах без обозначенных трасс с повышенной лавинной опасностью, где не ступала нога человека. Для того, чтобы вкусить всю прелесть этого катания, нужно встать рано утром и отправиться на гору, где нет подъемников, пешком и, добравшись до вершины, достойно съехать вниз, оставив свой почерк на чистом снежном листе.

Это основные виды катания на "мягких" досках. Естественно, вы не должны привязываться к чему-то одному и можете кататься где угодно и как угодно. Эти градации существуют для того, чтобы правильно подобрать доску для вашего пристрастия.

Форма сноуборда

По форме "мягкие" доски делятся на:

Twin Tip - это абсолютно симметричная доска с одинаковой конструкцией и формой на обоих концах. Эта форма досок разработана специально для того, чтобы равнозначно кататься в нормальной стойке и в "switch", Эти доски рекомендованы для технического фристайла.

Directional - это доски с заданным направлением движения с удлиненным носком и более мягкой его конструкцией от места для переднего крепления до крайней точки носа. Форма этих досок адаптирована для катания по целине. Это означает, что доска лучше будет "плыть" по пушистому снегу. Доски с такими формами рекомендуются для фристайла, фрирайда и фрирайда "Back Country". На этих досках отверстия для креплений обычно сдвинуты на 25 мм в сторону хвоста. Большинство про моделей - это доски с Directional-формой.

Twin Tip-directional - это абсолютно симметричной формы (Twin Tip) и при этом разными по жесткости носком и хвостом (Directional). Отверстия для креплений на этих досках сдвинуты на 25-35 мм от центра в сторону хвоста. Более мягкий нос позволит лучше плыть ей в мягком снегу, а более жесткий хвост будет хорошо "выплевывать" с трамплина и уверенно держать дугу. Отличить Twin Tip от Twin Tip-directional очень просто: погните доску одним концом вниз, а потом другим, результат вы почувствуете сразу.

Длина сноуборда

Ростовка - это один из главных параметров в сноуборде. Диапазон ростовок колеблется от 148 см до 181 см для парней и от 138 см до 160 см для девушек.

Ростовка - это прежде всего стабильность ведения дуги поворота на вашей доске, от нее зависит склонность к тому или иному виду катания. Например, на доске с ростовкой 148 см вы можете легко кататься на небольшой скорости в сноубордпарке, очень легко вращаться, прыгая с небольших трамплинов на короткие расстояния. Вместе с этим, скоростное катание в глубокой целине, на ледяных поверхностях с колдобинами или прыжки с Big Air на 10-15 метров покажутся вам ездой на крышке от унитаза.

На доске с ростовкой 181 см вы будете уверенно "ломиться" по бездонной целине на бешеной скорости с адреналином в крови и полным контролем в ногах, вылетая и приземляясь с больших трамплинов, но вряд ли сделаете "Switch F/S Cork Screw 900". Вышеупомянутые ростовки являются крайностями, промежуточные - компромиссами. (Ростовки для фристайла обычно до 164 см, а доски для фрирайда - от 160 см).

Если говорить о покупке одной доски, то советую ростовку от 156 см до 164 см для парней и от 148 см до 155 см для девченок. (Я катаюсь на "157" для технического фристайла и "160" для фристайла в горах).

Радиус бокового профиля сноуборда

Одну из главных ролей играет так называемый радиус бокового профиля - Sidecut Radius. Это изгиб, величина которого влияет на поворот доски, он колеблется от 7 м до 12 м. Зависимость такова: чем меньше радиус бокового профиля, тем доска резче поворачивает на маленькой скорости и более устойчива на приземлении. Чем радиус больше, тем она стабильнее себя ведет на большой скорости. В прошлом году я пробовал кататься на сноуборде Nitro с прогрессивным радиусом. Это означает, что боковой профиль состоит не из одного радиуса, как это было раньше, а из двух и более. Пример: радиус передней части - 8,4 м, а задней - 9,2 м. В этом случае доска практически не срывается с дуги в повороте.

Надеюсь, после этих разъяснений у вас сложится правильное решение при выборе новой доски. Если бы в магазинах продавали доски люди, которые сами катаются и могут разъяснить что к чему, мне не пришлось бы это писать (нет ничего веселее, чем пойти в магазин и послушать рекомендации продавца о доске, на которой сам же катаешься).

Прочность сноуборда

Наконец-то приходит время выбирать доску не по цвету, модному в данном сезоне, не по стандартному подходу "А что прочнее?", не по советам "рыночных торговцев горными лыжами", пусть даже в цивильных магазинах, а по рекламе на райдерах в фильмах, журналах и живьем. Сноуборды первой пятерки производителей мало чем отличаются по качеству. Все они прочные, довольно легкие и имеют хорошую "отдачу" (я имею в виду "верхние модели" фирм Burton, Nitro, Salomon, Forum, К2). Между ними есть только небольшие характерные отличия.

Итак, прочитав и запомнив все вышесказанное, Вы сможете дать фору любому продавцу или даже менеджеру (за исключением одного лысого) и не чувствовать себя лохом возле прилавка. Все остальное - это вопрос денег. Хорошие доски стоят, естественно, дорого, но, поверьте мне, это не зря потраченные средства. Я очень часто слышал от людей такие слова: "Куплю на первый год что попроще и дешевле, буду учиться...". Такой подход совершенно не достоин тех, кто встает на доску, заведомо зная, что станет заниматься фристайлом. Вы научитесь кататься гораздо быстрее, чем думаете, и низкосортное дешевое оборудование будет тормозить Ваш прогресс.

Простой пример, как отличить изначально хорошую доску от "никакой": для этого эксперимента прихватите с собой в магазин своего друга. Выбрав интересующую Вас доску, возьмите ее таким образом, чтобы один держал обеими руками нос, другой - хвост, со всей силой скрутите ее винтом и удержите в таком положении несколько секунд, после чего отпустите и проверьте величину остаточного винта. Не страшно, если он появляется, страшно, если он не пропадает. У хороших досок он пропадает в течение 4 секунд, у "никаких" - остается надолго.

Мне очень хорошо знакома ситуация, когда денег совсем немного, а доску хочется купить хорошую.

Мой Вам совет: не пугайтесь покупать "катанные" доски. Это не зубные щетки и гигиена тут не причем. "Катанная" доска верхней модели дорогой фирмы часто бывает лучше, чем новая дешевой. Единственная проблема в том, что хорошие доски обычно не продают или продают совершенно в непотребном состоянии. Однако, я постараюсь Вам дать несколько советов при выборе не новой доски:

  • Доска на вид должна быть "живая", т.е. без расслоений, трещин, воздушных пузырей между слоями, следов клея.
  • Канты. Они не должны быть треснуты ни в одном месте на всем протяжении доски, быть в заусенцах или почти круглые.
  • Конструкция. Не должно быть изломов на всем протяжении клина (сердцевины), что можно проверить, просмотрев всю длину канта методом прицела (особенно места под креплениями).
  • Скользящая поверхность. Не должно быть крупных "задиров" и царапин, особенно в районе кантов. Если таковые присутствуют, то доска будет "рулить" в ту сторону, где находятся царапины. Множество мелких царапин в середине доски не создадут глобальных проблем.

Ботинки и крепления

Как это ни странно, на мой взгляд, основная часть Вашего комплекта - ботинки и крепления. Многие могут удивиться, а некоторые не согласятся со мной, однако, я в этом уверен, и на то есть веские причины. Вы никогда не сможете почувствовать прелесть дорогой доски и не добьетесь полноценной ее работы, если стопа Вашей ноги болтается внутри ботинка, а пятка стремится вылезти наружу. Вы не сможете вести уверенно дугу в повороте на высокой скорости, если ремни на креплении тянутся, как резинка от трусов, даже когда нога затянута им до упора, а большой палец уже онемел. На пороге нового тысячелетия еще встречаются такие изделия.

Хорошие ботинки - это не только комфорт и контроль при закантовке доски, но и гарантия защиты Вашего голеностопа, повреждение которого выведет Вас из строя на несколько недель. Одно из составляющих ботинка - это "внутренник". С его помощью Ваша нога должна чувствовать комфорт, когда Вы полностью затягиваете ее в креплении. От него также зависит, вылезет ли Ваша пятка из ботинка или нет. При этом подошва должна быть довольно тонкой для большего контроля канта, а голенище не должно натирать подъем или пятку.

"Внутренники" бывают двух видов - шитые и литые (из неопрена), какие лучше - это дело вкуса. Характерные особенности неопреновых вкладышей в том, что они имеют так называемый момент ластика - при сгибании ботинка он сразу стремится вернуться обратно (лично для меня это важно). Любая шнуровка внутреннего ботинка всегда приветствуется. Бывают ботинки без внутреннего валенка. Мой опыт показывает, что через некоторое время подобные изделия превращаются в носки с жесткой подошвой. Второе составляющее - это сам ботинок. Если Вы думаете, что он обязательно должен быть из кожи, то это серьезная ошибка. Несомненно, кожа - это прочный и долговечный материал, но для сноубордических ботинок это не основной критерий. Первая проблема кожаного ботинка в том, что он со временем деформируется и становится похожим на кирзовый сапог. Вторая - он впитывает воду и под конец катания может весить в полтора раза больше. Важный момент в ботинке - это заданный угол стопы к голенищу, при помощи которого ботинок правильно прилегает к спинке крепления.

Немаловажную роль играет пластиковое усиление на задней части ботинка в том месте, куда давит спинка крепления. Пользу этой детали Вы ощутите в горах, катаясь не менее одного дня. Я, на Вашем месте, отдал бы предпочтение ботинкам кроссовочного типа, а не типа "Калоши", в них гораздо удобнее затягивать шнуровку, да и ногу держат лучше. На мой взгляд, стоит обратить внимание на ботинки Burton, Thirty Two (32), Salomon, Rossignol.

Что касается креплений, то при их выборе тоже нужно обращать внимание на разного рода тонкости: советую не покупать крепления с металлической платформой, т.к. металл не эластичен, и любые колдобины на жестком склоне будут отдавать в подъем. Основную роль в паре ботинок-крепление играет так называемая ложбинка в спинке крепления, позволяющая пятке ботинка утонуть и держаться по-настоящему прочно, без колебаний и выскакиваний. На очень хороших креплениях делают специальный замок, который фиксирует спинку с платформой, что исключает крупное колебание вообще (не путайте с третьей клипсой). У очень хороших креплений ремень и задняя спинка никогда не закрепляются на одном и том же винте и имеют более одного варианта регулировки на дуге платформы.

Одежда

Помимо основного оборудования для сноуборда немаловажно обратить внимание на униформу. Речь пойдет о штанах. Большую часть времени, проведенного на горе, Вы сидите на всем известном. месте, что не зависит от уровня мастерства. С точки зрения комфорта и здоровья такое положение совсем не полезно. Хорошая одежда, а точнее штаны, которые являются неотъемлемой частью экипировки, могут спасти ситуацию. На них не стоит экономить (себе дороже). Сноубордическая одежда, как любая другая, подвержена моде, что совсем не плохо, если соблюдены некоторые технические моменты. К выбору штанов надо подходить, учитывая несколько требований:

  • Наличие усиления из более прочной ткани на месте, на котором Вы сидите, спасет штаны от деформации и промокания. Вентиляционные молнии по швам снаружи и внутри окажутся полезными в горах, где происходит быстрая смена погоды от невыносимого ветра к горячему солнцу или в транспорте по пути к горе.
  • Ткань, из которой сделаны Ваши штаны, должна быть с хорошей мембраной, которая защитит от проникновения воды и, одновременно, будет "дышать".
  • Все перечисленные выше особенности униформы не подвергаются моде и играют решающую роль при выборе костюма.

Другие новости по теме:

  • Фрирайд на горных склонах
    Девиз фрирайда - проехать там, где это только возможно. Для фрирайдера не существует плохих дорог - ехать там, где и пешком не пройти, спуск с горы по бездорожью, испытать себя в экстремальной...
  • Сноуборд - подготовка снаряжения для катания
    Новичкам сложно даже представить, насколько важна процедура подготовки инвентаря для катания. Ведь даже самая лучшая, но неподготовленная доска будет проигрывать в технике доске среднего класса,...
  • Рейсинг и карвинг - "жесткий" сноуборд
    Проснувшись рано утром и подготовив снаряжение, едем на гору, стараясь успеть к открытию. В это время есть шанс увидеть интересное зрелище - небольшая группа людей, вставших еще раньше вас, быстро...
  • Сноуборд для новичков
    Что нужно знать, прежде чем встать на сноуборд? Как получить удовольствие от катания и избежать травм? Вот несколько советов, которые помогут вам овладеть сноубордом....